Устойчивое образование — устойчивое будущее планеты
20 may 202117 – 19 мая 2021 в Берлине состоялась конференция ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (ОУР), на которой была представлена дорожная карта для ОУР до 2030 года.
Фонд им. Вернадского принял участие в конференции ЮНЕСКО по перспективам развития образования в интересах устойчивого развития. Фонд, имея статус официального партнёра ЮНЕСКО, развивая концепцию непрерывного экологического просвещения, все три дня конференции участвовал в ее работе в онлайн-формате, «виртуально присутствуя» как на пленарных заседаниях, так и на дискуссионных площадках.
Конференция собрала «перед экранами» более 10000 участников из 80 стран со всего мира. В онлайн-дискуссиях приняли участие влиятельные политики, руководители международных организаций и министры образования и науки из нескольких стран мира. Среди участников мероприятия были генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле, канцлер ФРГ Ангела Меркель, бывший министр иностранных дел Франции и президент СОР21 в Париже, председатель Конституционного совета Французской Республики Лоран Фабиус, заместитель генерального секретаря ООН Амина Джейн Мохаммед и др.
Главная тема конференции — преобразование обучения для преобразования общества в направлении устойчивого развития, что является целью рамочной программы ОУР на период до 2030 года. В нее входит взаимодействия всех правительств стран мира – членов ЮНЕСКО, неправительственных и международных организаций и образовательных учреждений с целью изменить образование так, чтобы справиться с климатическими проблемами, которые стоят перед нашим поколением и могут только усугубиться в будущем, если мы не предпримем никаких шагов по изменению ситуации. И роль образования в этом процесс трудно переоценить.
Конференцию открыла генеральный директор ЮНЕСКО г-жа О. Азуле. В своем обращении к участникам конференции она, в частности, отметила, что все страны
должны еще активнее объединить наши усилия и что в учебные программы очень важно включать предметы, связанные с климатом. Школьные учебные программы должны охватывать вопросы климата, окружающей среды, общественных и социальных вызовов и проблем. Их можно решить только посредством образования в интересах устойчивого развития, что внесет огромный вклад в достижение ЦУР к 2030 г.
О. Азуле отметила, что нужно ставить более амбициозные цели, чтобы принимать решительные действия и объединять наши усилия. Например, СОР26 может быть одной из таких площадок.
В своем обращении к участникам конференции Ангела Меркель – как руководитель страны-хозяйки конференции – подчеркнула, что обучение делает людей более ответственными и дает возможность решать, стоящие перед ними проблемы (вызовы). Необходимо учить устойчивости (teaching sustainability). Программа по ОУР должна реализовываться не в отдельных странах, а для всего мира.
Тот же тезис прозвучал и в выступлении председателя Конституционного совета Франции Лорана Фабиуса. Он подчеркнул роль образования в формировании нового мировоззрения, где борьба против изменения климата занимает основное место. Он отметил, что сейчас мы движемся от заявлений о нашей обеспокоенности по поводу изменения климата к практической реализации мер против изменения климата. ОУР в этом смысле очень важное значение. Такое образование должны быть непрерывным.
Необходимо учить не только учеников, но и учителей - повышать их «климатическую квалификацию».
Также Л. Фабиус отметил, что проект Берлинской декларации об образовании в интересах устойчивого развития очень хорошо составлен. Все страны должны принять ее как проект для реализации. 2021 год – очень важный год. Мы должны победить пандемию коронавируса и провести климатическую конференции ООН по климату (СОР26).
Министры образования: ФРГ, Япония, Кения, Суринам, ОАЭ
В ходе дискуссии на конференции в Берлине отмечалась важность программ подготовки и переподготовки преподавателей ради социальной трансформации в интересах будущего нашей планеты. Подчеркивалось, что необходимо обеспечить равный доступ к образованию для всех, во всех странах и для всех возрастных и социальных групп.
«Дорожная карта – 2020» ЮНЕСКО предполагает межсекторальное сотрудничество в интересах устойчивого развития. ЮНЕСКО поддерживает сетевое взаимодействие (нетворкинг) и считает такое взаимодействие необходимым, чтобы учиться и действовать в интересах устойчивости, в интересах обеспечения лучшего будущего следующим поколениям и нашему единственному общему для всех дому — планете Земля.